НОРВЕГИЯ И ЕЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ

Фото 1. Избушка пастуха в ущелье ледника Бригсдайл

      В этой статье  познакомимся с примерами разумного и изобретательного отношения к природе на севере Европы, а также с изобретениями, созданными под  влиянием ее окружающей среды.

    Практически все, кто не был в Норвегии, считают, что там постоянный холод и брать туда  в первую очередь нужно теплые вещи. Разумеется они пригодятся, но летом надо не забыть захватить с собой еще купальные принадлежности и солнечные очки. Столица Норвегии Осло считается самым солнечным городом в Скандинавии, а вода в Осло-фьорде летом часто прогревается выше 25°С. И все это благодаря Гольфстриму, который большую часть своего тепла отдает Норвегии и принес ее обитателям много  пользы. Энергия одной минуты  Гольфстрима равна энергии, выделяемой при сжигании 100 тыс. тонн нефти. Этого хватило для возникновения в южной части Норвегии вечно зеленого покрова, на  котором круглый год  пасутся коровы, а чтобы  их было больше, норвежское правительство доплачивает фермерам за их содержание. Но основная цель правительства отнюдь не удовлетворение желудочно-кишечных потребностей в смысле непосредственного потребления коров, а что ни на есть визуально-духовная. Ведь корова на пологом склоне фьорда, как считают норвежцы, украшает пейзаж и служит всеобщему умиротворению. Проследим далее, как необычные природные условия воздействуют на сознание и активизируют творческую деятельность граждан.

    Благодаря обилию горных рек в стране построено огромное количество гидроэлектростанций, но их не видно. Они все спрятаны под землю. Опять же на первое место выходит  пейзаж. То же стараются делать и со многими другими техногенными объектами, что дополнительно еще улучшает экологию. Принцип «сделать красиво» очень часто согласуется с пользой и целесообразностью. Но жилые дома под землей нужно строить далеко не всегда, и норвежские эстеты со времен глубокой древности на деревянную основу крыш своих домов от протекания укладывали бересту (кстати, береза является растительным символом Норвегии), ее покрывали торфом и дерном, а остальное, кусты и даже деревья, добавляла природа (фото 1). Такие крыши достаточно надежны,  не портят пейзаж и, как выяснилось,  создают в доме здоровый микроклимат. И опять этому поспособствовал Гольфстрим с его дождями, обеспечивая неповторимость норвежских крыш за счет постоянного их орошения.

   Мягкий и влажный климат способствует развитию и садовых растений. Когда на прилавках норвежских магазинов видишь чернику, голубику и другую северную ягоду, это воспринимается естественно — ведь вокруг что-то вроде тундры. Но одновременное обилие малины, черешни и клубники вызывает, по меньшей мере, удивление. И это обилие - тоже благодаря Гольфстриму, длинному северному дню и южным склонам фьордов, на которых клубника начинается в июне и заканчивается в сентябре, постепенно поднимаясь вверх. Сезон черешни короче, но дольше чем в центральной Европе. В Норвегии также богатейшие плантации яблок и груш, из которых делают великолепный сидр. В садах долины Хардангер растут сливы, и это далеко не полный список источников витаминов. Обилие ягод и фруктов поспособствовало прокладке многочисленных туннелей и поддержанию дорог в идеальном состоянии, чтобы клубнику и черешню вовремя доставлять к самолетам и кораблям для экспорта в Европу, где они по экологическим соображениям пользуются огромным успехом. Один из самых протяженных туннелей в мире, Лэрдальский (24 км), был построен во многом благодаря норвежской ягоде. При путешествии по дорогам Норвегии сначала возникает недоумение от количества как бы заброшенных мостов над ними. При ближайшем рассмотрении на этих мостах можно увидеть кусты, ягоды, грибы, а также тропки со следами копыт лесных обитателей. Ну а если  включить экологическое мышление норвежца, то не трудно догадаться, что эти сооружения — для «братьев наших меньших», чтобы им комфортно перемещаться,  от водопоя до места постоянного проживания. Вот такая  связка получилась от Гольфстрима к туннелям через клубнику и другие дары природы. Теплое течение создало условия для выращивания ягод, это повлекло за собой строительство дорог, а когда дороги хороши, то и дураком быть стыдно, и не только дураком. Мы плавно переходим к тотальной честности норвежцев. У обочин этих самых дорог стоят столики, а на них в коробках — малина, а в одной коробке лежат деньги от проезжающих граждан за эту самую малину. При этом хозяин малины где-то в горах занимается делом. А если вы путешествуете по фьордам Норвегии на яхте, то в провинциальной марине (стоянке для яхт) можно увидеть два ящичка, в одном из которых лежат пустые конверты, а в другой вы должны опустить этот конверт с 15 евро от вас за стоянку, и никого не видно  вокруг. Если вам повезет, вы встретите местного жителя и спросите о возможности принятия душа (стандартная услуга марины), то можете узнать направление к месту этой процедуры. Но приняв душ и вернувшись на яхту, вы  получите предложение повторить эту процедуру от неожиданно вернувшегося хозяина марины, и выяснится, что душ вы принимали у соседнего фермера, который в это время смотрел телевизор на втором этаже своего домика. Вот так гармония окружающего мира и действует на  внутренний мир аборигенов. А если норвежец слегка прихворнул, он предупреждает начальника и сидит дома 2—3 дня, не чихая и не кашляя на коллег по работе. И врачей от дела не отвлекает по мелочам, и производство не страдает от массовых заболеваний сотрудников. Ну а здоровый образ жизни — это просто национальная черта норвежцев. Например, король  Олаф пятый завоевал титул чемпиона Олимпийских игр 1928 г. по парусному спорту. Но особенно норвежцы любят лыжи. Только научившись ходить, они на лыжи и становятся, чуть поднявшись в горы, где снега зимой как раз хватает. По одной из версий, норвежцы лыжи и изобрели, и запечатлели их на петроглифах каменного века. Тяга к спорту у местных жителей, наверное, сохранилась от викингов, которым не сиделось на месте. Об их набегах  на страны Европы и даже Азии знают все, но позже они в этих странах стали активно развивать торговлю. Благодаря внутренней тяге к перемещениям в первом тысячелетии нашей эры викинги достигли Исландии, Гренландии, а в начале второго тысячелетия под руководством  Эрикссона — даже Америки, задолго до Колумба. Дальние странствия требуют тщательной  подготовки к ним и оптимизации всех процессов. Драккары (боевые корабли викингов) при дальних походах викингами вытаскивались на берег и использовались в качестве домов для отдыха и сна. А для сна желательно иметь одеяло, в качестве которого можно использовать парус, часто изготавливаемый для этой цели из шерсти. Многие считают, что рюкзак изобрели викинги. В настоящее время этот аксессуар является частым дополнением не только будничного, но и праздничного наряда норвежца. Калоши также норвежское изобретение. Одежда, сформированная по «капустному» принципу, когда ничего не надо менять, а только увеличивать или уменьшать количество предметов, была и викингам полезна для экономии времени в напряженных морских переходах, и сейчас с удовольствием используется в условиях частых изменений погоды. Все должно быть рационально и упрощать жизнь. А как нарезать сыр в условиях морской качки? Разумеется, сырорезкой. В настоящее время изобретенная норвежцами сырорезка — традиционный местный сувенир. Кстати, канцелярская скрепка — также норвежское изобретение. Существует мнение, что ее аналог использовался для скрепления грамот, указов и других документов, чтобы их не унесло с драккаров в море. Современная скрепка для бумаг постоянно входит в рейтинги самых выдающихся изобретений человечества, наряду с атомным реактором и космической ракетой.

Фото 2. Ганзейская набережная Бергена

    В дальнем морском переходе целесообразно по возможности разнообразно  питаться. Для этого викинги помимо сыра использовали сушеную треску, которая прекрасно сохраняет свои питательные качества в течение долгого времени. В Средние века эта особенность трески способствовала созданию целой «империи» по ее производству и распространению. В регионе города Берген сложились климатические условия, при которых не было мух, постоянно дул ветер, солнце летом почти не заходило за горизонт, и треску можно было сушить без добавления соли, с которой в то время были проблемы. Эта треска поставлялась во многие страны  Европы, а спросу способствовало огромное количество монастырей, где сушеная рыба скрашивала жизнь монахам во время постов. Но если треске повезло с географическим расположением Норвегии, то монахам Цистерцианского ордена не очень. Их монастырь находился на одном из островов Осло-фьорда, недалеко от Полярного круга, где летом ночи коротки. А по уставу вставать с постели монахи должны были с восходом солнца, а отходить ко сну после заката. Долго страдали они от летнего недосыпа, пока не попросили Папу Римского о смягчении режима содержания. И к зимней спячке у них добавилось еще и летнее послабление. Кстати, один из следующих пап тоже был либеральных взглядов и разрешил покорителям Гренландии для причащения вместо виноградного вина использовать забродивший сок ягоды вороники, единственной произрастающей в тех местах. Но возвратимся к сушеной треске и отметим, что ее производством и распространением в основном занимались немецкие купцы, которые построили в Бергене так называемую Ганзейскую набережную Брюгген, некий город в городе, которая в настоящее время охраняется ЮНЕСКО, как объект мирового культурного наследия (фото 2). Hansa (буквально группа) — союз немецких свободных городов в XIII—XVII вв., созданный в Северной Европе для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратства. До сих пор во многих странах сушеная треска считается деликатесом. Например, в Португалии ее предпочитают другой рыбе и обязательно подадут, предварительно вымоченную в молоке и термообработанную, в дорогом ресторане. Удовольствие, на мой вкус, сомнительное, особенно при наличии океана за окном с обилием другой свежей рыбы. Норвежцы никого не разубеждают, но сами сушеную треску вымачивают дополнительно в щелочи для улучшения вкусовых качеств и подают в качестве рождественского деликатеса лютефикс. Даже знаменитая водка LinieAquavit также появилась благодаря морским путешествиям. Ее первичный рецепт в XVI в. составил (изобрел) Кристфер Хаммер. Водка делалась на основе картофельного спирта с добавлением большого количества ароматических трав. Технология ее производства постоянно совершенствовалась, но в 1907 г. был добавлен последний аккорд и поставлена жирная точка в этом процессе. А именно, одну партию водки  отправили в Австралию, но по каким-то причинам забыли выгрузить, и она вернулась назад. Но тут выяснилось, что вкус ее стал гораздо лучше. Считается, что этому поспособствовало двойное пересечение экватора, связанные с этим изменения температуры и постоянная качка. В настоящее время каждый год выпускается ограниченная партия эксклюзивного «Аквавита», дважды пересекшего экватор, с указанием на бутылке названия корабля и даты плавания. Полный состав травяных добавок держится в секрете, но доподлинно известно, что в бочках, в которых происходит этот волшебный процесс, раньше обычно хранят sherri. Кстати, что эту водку, что любой другой алкоголь купить в Норвегии практически невозможно. Этот необходимый туристу продукт продается только в специальных маленьких магазинчиках, неизвестно где расположенных и в ограниченное время.

    И еще несколько исторических примеров норвежской матрицы поиска смыслов. В XIX в. Фритьоф Нансен осуществил грандиозный дрейф на судне «Фрам» (что в переводе с норвежского означает «вперед») к Северному полюсу. В начале ХХ в. Руаль Амудсен с помощью того же «Фрама» дошел до Антарктиды и далее на собаках покорил Южный полюс. В середине ХХ в. Тур Хейердал на плоту из бальсовых бревен дошел от берегов Перу до островов Восточной Полинезии, а позже на тростниковых лодках «Ра-1» и «Ра-2» пересек Атлантику. Эти достижения в освоении пространств, по мнению большинства экспертов, считаются наиболее значимыми за последние два века, и все они принадлежат норвежцам. Конечно, великими мореходами были и голландцы, и испанцы, и португальцы, но их задачи заключались, в первую очередь, в приумножение империй, а у норвежцев на первое место часто выходила познавательная составляющая.

   Теперь несколько слов о «Фраме», который соединил в себе  опыт древних северных мореходов и изобретательский подход их последователей. По сути, «Фрам» стал чудом инженерной мысли. Он был построен по заказу Нансена и при непосредственном его участии известным норвежским кораблестроителем Колином Арчером специально для арктического дрейфа во льдах. Нансен отказался от металлического корпуса, выбрав в качестве основного строительного материала дуб, используемый не одно столетие предшественниками. Форма корпуса соответствовала разрезанному кокосовому ореху. Некоторые в Норвегии считают это изобретением Нансена, хотя он сам не раз говорил, что эта идея не нова и была заимствована у предыдущих поколений мореходов, в том числе русских поморов, у которых обводы коча (корабля) имели форму яйца. Корпус не имел плоских поверхностей, как наиболее слабых при сдавливании и  был максимально скруглен, за исключением днища, усиленного арочными шпангоутами (поперечными формообразующими элементами). Плоское дно обеспечивало устойчивость корабля при полном выдавливании его на лед. Киль был максимально спрятан в корпусе и выступал из него всего на 7 см, руль наоборот – был максимально опущен вниз, чтобы обезопасить его от боковых ударов льдин. Для быстрой замены руля и винта использовались вертикальные колодцы. Шпангоуты размещались с промежутком 3—4 см, а зазоры между ними заливались варом с опилками. Даже если наружная обшивка  пробивалась насквозь, судно не теряло  водонепроницаемости. Сама же наружная обшивка состояла из двух слоев дубовых досок, соединенных со шпангоутами, и внешнего слоя из гринхарта (особо прочной американской древесины), прикрепленной к  дубовым доскам только специальными гвоздями сложной формы. Благодаря этому, даже если бы внешний (из гринхарда) слой  был полностью содран, судно опять бы осталось на плаву. Подробнее конструкцию «Фрама» см. в книге Ф.Нансена «Фрам в полярном море». Другой пример — плот «Кон-Тики» Тура Хейердала, в который он не внес практически никаких изменений со времен древних перуанцев. Это было необходимо для чистоты эксперимента, чтобы доказать возможность пересечения Тихого океана древними перуанцами, но это и спасло жизнь членам экспедиции. Например, если бы для соединения бревен использовались стальные тросы вместо веревок, то бревна бы плота, скорее всего, перетерлись. По информации доступной Хейердалу, не все плоты древних перуанцев достигали цели, и он все-таки решил снабдить «Кон-Тики» современными средствами связи и навигации.

По сути, оба подхода являются главными принципами изобретательства: брать известные решения, соединять их в новой комбинации и вносить минимальные изменения в уже отработанные конструкции.

Фото 3. Согнефьерд

    Говоря о Норвегии, нельзя не упомянуть о художнике Эдварде Мунке, по сути, родоначальнике и «изобретателе» экспрессионизма. По одной из трактовок «его живопись – результат скорби, несчастья, печали и страха, угнетающих человечество» (Жан Сельц «Эдвард Мунк»). Рискну высказать собственную версию, связывающую творчество Мунка и природу Норвегии, которую он, кстати, не очень-то любил и изображать. Когда  впервые видишь гигантские скалы норвежских фьордов (фото 3) и представляешь свою с ними несоразмерность, именно эти чувства печали и страха могут посетить любого. Норвежцы, кстати, со своим «горным оптимизмом»  приняли Мунка не сразу. Правда, сейчас, особенно после того как одну из четырех версий картины «Крик» продали на аукционе за рекордную в истории сумму 109,9 млн. долл., Мунк стал национальным героем.

    Также хочется сказать пару слов об антропоморфной фауне Норвегии. Это Хюльдры - красавицы с коровьими хвостами, которые заманивают  храбрых викингов навсегда за собой в леса, если те вовремя не обнаружили у них под платьем хвосты.  Безобразные Неккены, обитатели озер, утаскивающие невинных барышень на дно. И вездесущие Тролли, проделки которых бьют все мыслимые рекорды изобретательской активности. Все эти существа вредят честным норвежцам и даже обманным путем проникают в названия полярных станций, промышленных предприятий, транспортных средств, спортивных мероприятий и кулинарных изделий. По сути, тролль — самое известное и упоминаемое явление Норвегии.

   В заключение хочется подчеркнуть, что гармония с природой, которая поддерживается норвежцами, отнюдь не противоречит техническому прогрессу и достижению высочайших результатов в широком круге областей, при этом суровые природные условия Северной Норвегии, поспособствовали зарождению изобретательской активности викингов еще в древние времена.

Дмитрий СОКОЛОВ

Фотографии предоставила Юлия Цветкова

http://success-experts.ru