Разумный подход организации пространства в Австрии

   Авторские права на объекты архитектуры представлены в ст.1294 ч.4 Гражданского кодекса РФ. Вопросы совершенствования законодательства и его правоприменения в этой области продолжают обсуждаться (см. «Патенты и лицензии» № 7, № 9 за 2013 г.). Но многие объекты архитектуры могут содержать и чисто технические решения, и это имеет долгую историю. Например, наш соотечественник: живописец, литератор и архитектор Н.А.Львов (1751—1803), который спроектировал и построил больше 30 зданий различного назначения (соборы, усадьбы и парковые комплексы), одновременно изобрел кровельный материал на основе тряпичной бумаги, глины и толченого кирпича, пропитанных огнестойкими квасцами, систему обогрева зданий, сопряженную с паровым блоком приготовления пищи, оригинальную технологию вентиляции и многое другое. И это не единственный пример изобретательности архитекторов.

 Фото 1

   Но в этой статье мне бы хотелось рассмотреть вопрос архитектуры более широко, с точки зрения не буквы, а духа изобретательства. Вероятно, самый первый город в традиционной истории человечества 20—30 тысячелетия до н. э., обнаруженный на территории Хакасии, включал однотипные «многоквартирные» сооружения с индивидуальными очагами и куполообразной земляной крышей, обеспечивающей максимальную прочность и незаметность строения. При этом дымоход одновременно служил и входной дверью. Египетские пирамиды строились с использованием противовесов с изменяемой тяжестью корзин с недифицитным песком, который ослики подвозили на следующий уровень, Улицы Мохенджо-Даро протоиндийской цивилизации создавались с учетом розы ветров, обеспечивающей оптимальную вентиляцию, римский Пантеон, построенный во IIв. нашей эры и сохранившийся до сих пор, имел уже известную куполообразную крышу, но выполненную из блоков переменной прочности, имеющую диаметр 43 м и также с отверстием посередине, но уже для освещения. Пантеон начал строиться вокруг природного земляного холма, который облегчил установку этих блоков. Холм был досыпан землей, в которую архитекторы добавили монеты, что обеспечило бесплатное и быстрое удаление грунта изнутри местной беднотой после завершения строительства. В каждом из перечисленных случаев был максимально использован природный фактор, причем с минимальным воздействием на природу.

 Фото 2

    Далее рассмотрим примеры архитектурных решений гениального австрийского зодчего Фриденсрайха Хундертвассера (1928—2000). Среди его огромного художественного и архитектурного наследия особое место занимает одно из последних сооружений, которое расположено на юго-востоке Австрии, в федеральной земле Штирии, около деревушки Бад-Блюмау. Этот комплекс зданий занимает  площадь 35000 кв.м и построен в зоне выхода термальных вод (первое использование природного фактора). Он является оздоровительным центром, но положительное воздействие на организм обусловлено не только термальными водами. Вопросы видеоэкологии давно рассматриваются архитекторами, психологами, врачами. Выявлено, что современная архитектура прямых форм, где однотипные элементы повторятся во взаимно перпендикулярных направлениях, вызывает непроизвольное построчное сканирование глазами, что может приводить к психическим заболеваниям. Как говорят психологи, глазу не за что зацепиться. Недаром памятники древнерусской архитектуры, в первую очередь храмы с несимметричным расположением куполов, сохранившиеся кварталы средневекового Брюгге, где не найти двух одинаковых домов, греческие монастыри на скалах — Метеоры, и многие другие подобные места привлекают толпы туристов. Причем желание посетить эти места связано не только с тем, чтобы в них отметиться, но и с тем, что там комфортно находиться, именно потому, что глазу есть за что зацепиться. В современной архитектуре Гауди является великолепным представителем этого направления, но возвращаемся к Хундертвассеру, который по-своему решил эту проблему. Когда впервые видишь его комплекс, создается впечатление, что на склонах холмов гномы построили себе домики. Ведь у них нет завода по производству оконных рам с ГОСТами, ОСТами и СТП, и естественно, каждое окно имеет индивидуальные форму, размер и цвет. Завода железобетонных конструкций тоже нет, и все каменные элементы также имеют различную форму (фото 1, фото 2). Все дорожки кривые, в том числе крытые и утепленные, которые соединяют здания комплекса. Это очень удобно, когда после посещения ресторана отдыхающие возвращаются в номера нетвердой походкой (разумеется, от обилия  вкусной и полезной еды) и непрямолинейную траекторию перемещения всегда можно объяснить особенностями архитектуры. Но если кто не укладывается и в эту архитектуру, то плавные возвышения боковых краев дорожек обеспечат нужный вектор движения, а скругления стен — его непрерывность. Эти «туннели» ведут к многочисленным бассейнам, также со скругленными берегами (фото 3), причем метров через 10 в каждом «туннеле» расположены двери для возможного параллельного перемещения по свежему воздуху в окружении плодовых деревьев, ягодных кустарников и с грибами под ногами.

 Фото 3

    Следующий важный принцип строительства — сохранность природы вокруг зданий. Скорее всего, комплекс строился не гномами вручную, а использовались десятки обычных экскаваторов, подъемных кранов и грузовиков. Но при этом экосистема нарушена не была. Грибы (опята, рядовки, свинушки и им подобные) начинают расти в нескольких метрах от стен зданий. Чуть дальше появляются подберезовики, подосиновики, белые и рыжики (фото 4). То, что это именно бережный подход при строительстве, а не сначала разрушенная, а потом воссозданная экосистема, подтверждается именно наличием грибницы, которая не так просто восстанавливается. Доказательство этому можно найти на крышах зданий, которые действительно выглядят как холмы (опять же аналогия с первыми в истории домами), на которых растут деревья, но нет грибов. Дома на самом деле делались не в холмах, а на лесных полянах, и на пологих крышах искусственно формировался природный ландшафт. Дополнительное подтверждение, что грибы не искусственно высажены, а их грибница была сохранена, можно видеть на примерах белых грибов, которые растут в окружении говорушек восковатых, как во многих местах нашей страны. То что микологи около домов высадили белые грибы, да еще говорушку восковатую, поверить трудно, тем более об этом «спутнике» белого гриба они и не знают, во всяком случае в литературе этого я не встречал.

 Фото 4

  Вопросам видеоэкологии  в настоящее время уделяется много внимания и в окружении эгого комплекса. Несколько лет назад в уже упоминаемой соседней деревушке Бад-Блюмау местная община собралась строить парник для выращивания ранних овощей. И несмотря на то что парник должен был располагаться в нескольких километрах от центрального здания курорта, его владелец Роберт Рогнер, продолжая идеологию Хундертвассера, через суд запретил это делать, сохранив ландшафт вокруг своего комплекса. Гуляя по природным крышам сооружений, на многие километры вокруг не увидишь ни одного элемента техногенного происхождения, нарушающего ландшафт, хотя местность в округе далеко не безжизненная.

   Позволю сделать здесь небольшое отступление. Когда видишь некое совершенное произведение, то его гармония продолжает формировать его же развитие. Гениальный фильм вызывает массу ассоциаций, в голове возникают эпизоды, которые, может быть, ему и пригодились. Это неоднократно подтверждали актеры, которые в произведения великих режиссеров добавляли что-то интересное от себя. В живописи похожая ситуация: бегущую собачку на картине Сурикова «Боярыня Морозова», которая добавила динамики, придумал друг художника. В изобретательстве, если в процессе мозгового штурма кто-то предлагает прорывное решение, оно тут же другими участниками начинает эффективно развиваться. Комплекс Рогнер-Бад-Блюмау (одно из его названий) подтверждает этот закон. Уже много лет,  как Хундертвассер надолго обосновался в Новой Зеландии, но его произведение через подключившихся к его энергетике последователей продолжает само себя развивать.

   Хочется надеяться, что и в нашей стране когда-нибудь будет больше примеров подобного, по сути изобретательского подхода к строительству с минимальным воздействием на природу, и гармония пространства создаст резонансы в разных областях.

Дмитрий СОКОЛОВ

 http://success-experts.ru/

Фото автора